Отражение в учете расходов будущих периодов – тема, волнующая большинство бухгалтеров. И это объяснимо. Нет четкого нормативного регулирования вопроса в одном нормативном документе. Информация содержится в различных нормативных актах. Давайте систематизируем знания по данной теме.

Содержание статьи:

1. Понятие расходов будущих периодов

2. Чем отличаются расходы будущих периодов от предоплат

3. Расходы будущих периодов проводки

4. Списание расходов будущих периодов

5. Расходы будущих периодов в балансе

6. Расходы будущих периодов примеры

расходы будущих периодов

1. Понятие расходов будущих периодов

Начнем с общего понятия «расходы».

В ПБУ 10/99 (статья 2) дано такое определение расходов:

«Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)».

А что такое уменьшение экономических выгод? Упрощенно это можно трактовать как уменьшение финансового результата за какой-то период.

Расходы будущих периодов в ПБУ 10/99 не конкретизируются. К ним можно лишь применять общие правила признания расходов:

  • расход производится в соответствии с договором, требованиями нормативных актов, правилами делового оборота,

  • сумма расхода может быть определена,

  • имеет уверенность, что произойдет уменьшение экономических выгод.

Для отражения расходов будущих периодов в учете следует руководствоваться п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

И хотя в последней редакции пункта 65 нет самой формулировки «расходы будущих периодов», под ними понимаются «затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам». Такие затраты должны отражаться в балансе исходя из условий признания активов, на приобретение/формирование которых и осуществлены такие расходы.

2. Чем отличаются расходы будущих периодов от предоплат

Одна из главных задач бухгалтера при определении расходов будущих периодов – уметь отделять такие расходы от обычных предварительных оплат и авансов.

Главное свойство авансов и предоплат – возможность их вернуть. Полностью или частично. И поэтому такие затраты не являются расходами.

Примерами авансов могут служить оплата подписки на периодические издания, оплата страховой премии по договорам страхования.

Такой же подход применяется и к предварительной оплате аренды за периоды, составляющий несколько месяцев или лет.

Предоплаты и авансы отражаются либо на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», либо на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторам» и учитываются обособленно. В момент, когда предварительно оплаченные товары, работы, услуги будут получены, происходит полный или частичный зачет предоплат.

И только в случаях, когда из содержания договора можно сделать вывод, что предоплата не возвращается ни при каких условиях, то такую предоплату можно отражать в составе расходов будущих периодов (РБП). Можно, но не обязательно.

3. Расходы будущих периодов проводки

Расходы будущих периодов отражаются согласно плану счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) на счете 97, который так и называется «Расходы будущих периодов». К счету могут быть открыты субсчета по видам расходов, которые устанавливаются организацией самостоятельно. При использовании бухгалтерской программы можно пользоваться предопределенными программой видами расходов. А можно добавить свои виды РБП.

Согласно плану счетов на счете 97 отражаются следующие виды расходов:

  • расходы, связанные с горно-подготовительными работами,

  • расходы на подготовительные процедуры в случае сезонных работ,

  • расходы, обусловленные освоением новых видов производства,

  • расходы по рекультивации земель и других природоохранных мероприятий,

  • расходы, связанные с неравномерно производимым в течение года ремонтом основных средств (без резервного/ремонтного фонда),

  • другие аналогичные расходы.

Перечень открытый, поэтому организация самостоятельно может определить в своей учетной политике виды расходов, которые будут учитываться в составе РБП.

В действующих ПБУ об использовании РБП говорится в двух случаях:

  1. в отношении затрат в рамках договора строительного подряда, связанные с будущими работами (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда),

  2. в отношении нематериальных активов, исключительные права на которые не переданы получившей активы организации (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»)

По сложившейся российской практике к РБП также относят:

  • расходы на лицензии и сертификаты (п. 16, 22 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утв. Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н),

  • расходы на программные продукты и видеоматериалы, на которые не передаются исключительные права (нельзя учесть в составе нематериальных активов),

При принятии решения об отнесении расходов в РБП следует понимать, что основной характеристикой таких затрат должно являться выполнение противоположной стороной своих обязательств (получена лицензия, программный продукт и т.п.) к моменту отражения расходов на счете 97.

Но возможно и формирование РБП, исходя из затрат на обеспечение каких-либо компенсаций в будущем, например, взнос в компенсационный фонд СРО.

Расходы будущих периодов проводки представлены в Таблице 1.

Таблица 1

п/п

Содержание

Проводка

Дебет

Кредит

1

Отражены расходы будущих периодов

97

51, 60, 76 и др.

2

Часть расходов будущих периодов отнесена на текущие расходы

20, 26, 44 и др.

97

К РБП могут быть отнесены и расходы на оплату труда будущих периодов, и расходы на добровольное страхование работников.

4. Списание расходов будущих периодов

Если период списания расходов будущих периодов известен (указан в договоре), то сложностей с отнесением РБП на расходы текущего периода обычно не возникает.

В других случаях период списания РБП на текущие расходы нужно будет определять самостоятельно. Способ списания РПБ нужно указать в учетной политике по бухгалтерскому учету.

Вариантов списания несколько:

  • равномерное списание в течение периода, определенного приказом руководителя, другим локальным нормативным актом организации,

  • списание пропорционально доходам от реализации,

  • иной способ, принятый в организации.

Порядок списания также может различаться. Период списания может определяться в месяцах, днях, другим способом.

5. Расходы будущих периодов в балансе

Ранее в бухгалтерском балансе была предусмотрена отдельная строка «Расходы будущих периодов» в разделе «Оборотные активы».

Сейчас действует подход, когда РПБ отражаются в той же строке, что и активы, при формировании которых понесены РБП.

Например, РБП, связанные со строительством, отражаются в I разделе баланса в составе внеоборотных активов.

В других случаях РБП отражаются в разделе II «Оборотные активы» баланса.

Общий подход определен в письме Минфина РФ от 12.01.2012 № 07-02-06/5. Он заключается в следующем:

  • Затраты, понесенные организацией, должны отражаться в составе определенного активы, если соответствуют условиям его признания, в соответствии с действующими нормативными документами,

  • Если такое условие не выполняется, затраты отражаются как РБП. Списание их происходит в соответствии с учетной политикой организации.

Еще один подход – отражать РБП исходя из сроков полезного использования:

  • Более 12 месяцев – в разделе «Внеоборотные активы» (строка «прочие внеоборотных активы),

  • Менее 12 месяцев – в разделе «Оборотные активы» (строка «запасы»).

Такая позиция отражена, например, в письмах Минфина РФ от 27.01.2012 № 07-02-18/01, от 29.01.2014 № 07-04-18/01.

Чтобы правильно отразить расходы будущих периодов в балансе нужно своевременно и качественно проводить их инвентаризацию перед составлением бухгалтерской отчетности.

6. Расходы будущих периодов примеры

Классическим примером по учету РБП является получение неисключительного права на программный продукт. Рассмотрим на примере.

Пример 1

Компания заключила договор на неисключительное право пользования программным продуктом. Срок использования по договору – 3 года*.

В учетной политике фирмы прописан порядок учета РБП и порядок списания РБП на текущие расходы – равномерно, по дням периода использования.

Стоимость, определенная договором – 200 тыс. руб. Начало использования – 10 августа 2020 г.

  1. Дебет 97.21 (прочие РБП) Кредит 60.01 – 200 000,00 – отражение РБП в учете,

  2. Дебет 012 – 200 000,00 — Забалансовый учет неисключительного права.

  3. Далее на конец каждого месяца

Дебет 26 Кредит 97.21 – списание РБП на текущие расходы.

Например, на конец 3-го квартала в текущих расходах будет отражено:

  1. Списание РБП за август – 22 * 200 000,00 / (366+365+365) = 4 014,56

  2. Списание РБП за сентябрь – 30 * 200 000,00 / (366+365+365) = 5 474,40

  3. Итого на 30.09.2020 — 4 014,56 + 5 474,40 = 9 488,96

Аналогично происходит списание РБП до конца срока использования. Документ, которым оформляется списание – бухгалтерская справка.

* если бы срок не был установлен договором, следовало бы установить его в 5 лет (Письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039). В случае договора присоединения срок использования программного продукта определялся бы организацией самостоятельно.

Еще один пример связан с отражением ремонта основных средств в случае, когда резерв на ремонт не создается.

Пример 2

У организации на балансе находится основное средство, согласно техдокументации, для этого основного средства необходим периодический капитальный ремонт 1 раз в 3 года на протяжении всего срока эксплуатации. Ремонт проводят специализированные организации. Стоимость ремонтных работ в текущем году – 600 тыс. рублей, в т.ч. НДС – 100 тыс. рублей.

Ремонт проводился в сентябре 2020 года.

Дебет 97.21 Кредит 60.01 – 500 000,00 – затраты на капитальный ремонт отнесены на РБП,

Дебет 19.04 Кредит 60.01 – 100 000,00 – учтен НДС,

Дебет 68.02 кредит 19.04 – НДС принят к вычету.

Дебет 60.01 Кредит 51 – 600 000,00 – оплата поставщику,

С сентября 2020 года в течение 2-х лет ежемесячно

Дебет 20.01 Кредит 97.21 — 13 888,89 (500 000,00 /36) списана часть затрат на ремонт.

На конец 2020 года остаток по счету 97.21 в сумме 444 444,44 (500 000,00 –13 888,89 * 4) будет отражен в балансе в составе внеоборотных активов. Например, по отдельной строке «расходы на содержание основных средств» или аналогичной.

Мы с вами рассмотрели учет расходов будущих периодов, списание расходов будущих периодов, расходы будущих периодов в балансе. Если у вас остались вопросы, задайте их в комментариях ниже.

Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм

Наш канал на яндекс-дзен

Расходы будущих периодов

Одно мнение о “Расходы будущих периодов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост