Необходимость заполнения, порядок заполнения, учет путевых листов – тема, волнующая как начинающих, так и опытных бухгалтеров. Особенно актуальна тема для нетранспортных организаций потому, что нет четкой позиции по этим вопросам для таких организаций.
Содержание статьи:
1. Путевой лист на автомобиль. Законодательная база.
2. Требования к путевому листу нетранспортных организаций
3. Учет ведения путевых листов
4. Учет выдачи путевых листов
5. Учет ГСМ и путевых листов
6. Если не вести путевые листы
1. Путевой лист на автомобиль. Законодательная база.
Путевой лист (ПЛ) обязателен при осуществлении перевозок различным транспортом согласно Федеральному закону от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
НО данный федеральный закон — для тех, кто оказывает транспортные услуги, является транспортной организацией.
Обязательные реквизиты согласно приказу Минтранса следующие:
- наименование и номер путевого листа,
- срок действия путевого листа,
- данные о собственнике (владельце) транспортного средства,
- данные о транспортном средстве,
- информация о водителе.
Утверждены и унифицированные формы путевых листов для разных видов транспорта — Постановление Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Следует учесть, что данное постановление не было нигде официально опубликовано и не было зарегистрировано в Минюсте РФ.
По мнению Минфина РФ, путевой лист, независимо от того, составлен он по унифицированной, либо по самостоятельно разработанной форме, должен содержать реквизиты по Приказу Минтранса № 152. Остановимся на них подробнее.
При указании данных о собственнике автотранспортного средства, Минтранс для организаций рекомендует указывать не только их наименование, организационно-правовую форму и местонахождения, но и номер телефона и ОГРН. Если владелец транспорта является ИП — ему придется указать полный почтовый адрес, номер телефона и ОГРИП.
В составе общих сведениях о транспортном средстве, наряду с типом транспорта, его моделью и госномером, Минтранс требует указывать и
показания одометра (пробег в километрах):
-
при выезде,
-
при заезде в гараж.
А также — дату и время:
-
выезда,
-
заезда в гараж,
-
дату и время техосмотра при выезде.
В составе данных о водителе указываются данные медицинского осмотра:
-
перед сменой (в момент выезда),
-
после смены (при заезде в гараж).
Путевой лист выписывается на автомобиль. Поэтому допускается выписывать один путевой лист на несколько водителей, управляющих одним автомобилем в течение одного длительного рейса (Письма Минтранса от 08.04.2019 № Д3-531-ПГ, от 04.04.2019 № Д3-514-ПГ). Важно при заполнении ПЛ — предусмотреть возможность проставления штампов о медосмотре каждого водителя.
Указанные письма Минтранса рекомендуем бухгалтерам транспортных организаций использовать при работе с путевыми листами.
В будущем учет путевых листов несколько упростится. В законодательных планах Минтранса и Минкомсвязи – внедрение возможности применения электронных путевых листов (декабрь 2021 года), запуск единой системы оформления путевых листов (июль 2022 года). Более подробная информация — в Распоряжение правительства от 24.10.2019 № 2519-р.
2. Требования к путевому листу нетранспортных организаций
С транспортными организациями все понятно. Как быть нетранспортным компаниям, использующим в своей работе автомобиль, который может быть как на балансе организации, так, и взят, например, в аренду?
На наш взгляд, для таких организаций для целей бухгалтерского и налогового учета действующее законодательство вообще не содержит требования заполнять именно путевой лист. Но приходится считаться с разъяснениями Минфина и ФНС РФ, которые постоянно отсылают нетранспортные организации к требованиям и документам, обязательным для компаний, осуществляющим деятельность в сфере транспорта. Основной аргумент с пользу того, что путевой лист должен быть — налоговый учет расхода ГСМ.
Важно в своей учетной политике прописать, какой именно документ будем использовать: путевой лист, либо иной первичный документ.
Нетранспортная компания может использовать унифицированную форму путевого листа, обязательно заполняя при этом все необходимые реквизиты, а может разработать свою форму, содержащие обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Нужно учесть, что Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ
«О безопасности дорожного движения» содержит требования для всех организаций, в т.ч. нетранспортных, организовать технический и медицинский осмотр, причем первый – «в порядке, установленном исполнительным органом государственной власти…». Получается — с обязательным заполнением путевого листа.
И Минтранс, аргументируя тем, что путевой лист является обязательным для целей обеспечения безопасности дорожного движения, считает, что требования в отношении обязательных реквизитов путевого листа распространяются не только на транспортные организации, но и те компании, которые используют автотранспорт для собственных нужд (Письмо Минтранса России от 04.04.2019 г. № ДЗ-514-ПГ). Суды же зачастую считают иначе.
3. Учет ведения путевых листов
В отношении путевых листов нетранспортных организаций есть несколько тонких моментов, по которым имеются разные точки зрения контролирующих органов и судов.
Тонкость 1 – срок путевого листа
В соответствии с последней редакцией Приказа Минтранса № 152 путевой лист выписывается перед рейсом в случае длительного рейса, превышающего рабочий день (смену) водителя. Если в течение рабочего дня водитель совершает несколько рейсов – то перед первым рейсом.
Получается, что в настоящее время необходимо выписывать либо путевой лист на каждый день, если в течение дня водитель совершает несколько рейсов, либо на длительный рейс.
В предыдущей редакции Приказа № 152 была другая формулировка, допускающая выписку путевого листа: как на день, так и на другой срок. И была установлена верхняя граница такого срока — 1 месяц. Теперь таких ограничений нет. Для длительных рейсов необходимо указывать даты начала и окончания рейса (срока, когда путевой лист может быть использован).
Но, повторимся, это требования для транспортных организаций. Для других фирм, в которых иногда даже должность водителя не предусмотрена штатным расписанием, на наш взгляд, локальным нормативным актом (ЛНА) организации, либо учетной политикой фирмы может быть предусмотрено выписка путевого листа и на срок, превышающий 1 день.
Тонкость 2 – маршрут следования
Минфин менял свою позицию по этому вопросу. В письме Минфина 2006 года (от 20.02.2006 г. N 03-03-04/1/129) указывалось, что маршрут указывать в путевом листе нужно обязательно. Иначе нельзя учесть в расходах ГСМ. В некоторых более поздних письмах (с 2009 года) Минфин уже не возражал против того, чтобы нетранспортные организации, использующие самостоятельно разработанную форму путевого листа, маршрут следования не указывали. Также считают и некоторые суды.
Напомним, что если нетранспортная организация использует унифицированную форму путевого листа, маршрут следования указывать придется, так как это обязательный реквизит.
Тонкость 3 — обязательность отметки о медицинском осмотре
Минфин считает, что даже если организация разработала свою форму путевого листа, обязательные реквизиты по Приказу Минтранса № 152 должны заполняться. В том числе сведения о водителе, в состав которых включены сведения о прохождении медицинского осмотра. Иначе нельзя учесть налоговые расходы на ГСМ.
Но есть и другой подход. Согласно ему Приказ № 152 на нетранспортные организации не распространяется. А расходы в соответствии со статьей 252 НК РФ можно подтвердить другими документами. Такой позиции придерживаются, например, некоторые суды (Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 г. по делу № КА-А40/7253-09).
Налогоплательщику придется самостоятельно решать, какую позицию он будет использовать. Если будет указывать данные о медосмотрах, то нужно будет руководствоваться Порядком проведения медицинских осмотров, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н.
Обратим лишь внимание на формулировку нормативных актов, которые можно использовать в случаях, когда водителя (должности, строчки в штатном расписании) вообще нет:
«Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства…» (п.3 статьи 23 Закона № 196-ФЗ, п.6 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава № 835н).
Формулировки судей еще более конкретны:
«ООО … водителей в штате не имеет, факт оказания услуг либо выполнения какими-либо конкретными лицами трудовой функции водителя, равно как и факт использования каких-либо конкретных транспортных средств для перевозки… не подтвержден, пришли к выводу, что… обязанность организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, на общество… не распространяются» (Постановление АС ЦО от 15.04.2015 № Ф10-863/2015 по делу № А35-7124/2014, Определение ВС РФ от 06.10.2015 № 310-КГ15-8439).
Тонкость 4 — обязательность отметки о предрейсовом контроле технического состояния автомобиля
Здесь также существуют два противоположных подхода.
Подход 1 — в организации должен быть определен порядок контроля технического состояния автомобиля и лицо, ответственное за такой контроль (Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2014 г. № 7).
Подход 2 — такие правила не распространяются на нетранспортные организации.
Нужно учесть, что в Федеральном законе № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» требования о контроле технического состояния транспортных средств, используемых для собственных нужд, относится только к автобусам и грузовым автомобилям (п. 2 статьи 20 Закона № 196-ФЗ, Письмо Минтранса от 17.03.2017 № 03-525ПГ, п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).
Тонкость 5 — нормы расходы ГСМ
Учет ведения путевых листов и определение норм расхода топлива напрямую не связаны. Но считаем необходимым затронуть и эту тонкость.
В отношении норм расхода ГСМ для нетранспортных организаций на настоящий момент есть сложившийся подход, суть которого в том, что нормы, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 г. № АМ-23-р обязательны для транспортных организаций.
Но ответ на вопрос «можно ли учесть в расходах фактический расход ГСМ» не так однозначен.
По НК РФ такие расходы не нормируются (в отличие от сумм компенсаций, выплачиваемым сотрудникам, использующим личный транспорт в служебных целях).
Но, например, при выездной проверке, контролеры проверяют соответствие расхода ГСМ пройденному расстоянию, руководствуясь нормами расхода ГСМ для определенного класса автомобилей. Но проверяющие, как правило, не возражают, если в компании были установлены собственные нормы расхода ГСМ. Но такие нормы должны быть обоснованы. Например, при установлении норм были произведены замеры расходуемого топлива, исходя из условий эксплуатации транспорта в организации. Если в организации свои нормы не установлены, то контролеры считают, что нужно учитывать нормы для транспортных компаний.
4. Учет выдачи путевых листов
Нужно ли как-то фиксировать выдачу путевых листов?
Согласно тому же Приказу № 152 да, нужно вести журнал регистрации путевых листов. И мы опять возвращаемся к неоднозначному ответу на вопрос «применимы ли требования приказа № 152 к нетранспортным организациям?».
Учет выдачи путевых листов требует, таким образом, самостоятельного решения налогоплательщика. Мы лишь напомним, что журнал может быть как унифицированной, так и самостоятельно разработанной формы.
5. Учет ГСМ и путевых листов
При использовании унифицированной формы путевого листа в отдельных графах указывается количество ГСМ в баке автомобиля, его расход и остаток. Поэтому по путевому листу легко вычислить фактический расход ГСМ.
Если в организации используется своя форма путевого листа, содержащая обязательные реквизиты, установленные Приказом Минтранса № 152, то в нем заполняются показания спидометра на начало и конец пути. Исходя из этих данных, определяются количество пройденных километров. В этом случае рассчитывается расход ГСМ исходя из установленных норм.
Еще раз напомним, что можно использовать нормы расхода, как установленные распоряжением Минтранса № АМ-23-р, так и обоснованные нормы расхода, разработанные организацией самостоятельно.
На основании путевого листа производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в учете.
Учет ГСМ и путевых листов для целей бухгалтерского учета сводится к расчету расхода топлива и отражению этого расхода на счетах учета.
Вне зависимости от применяемого способа, в бухгалтерском учете списания ГСМ производится по фактической стоимости, даже если есть сверхнормативный расход топлива при нормативном способе учете.
Для списания ГСМ применяют один из методов (ПБУ 5/01):
- по средней себестоимости,
- по себестоимости первых приобретенных закупок ГСМ (метод ФИФО).
Бухгалтерские проводки – в таблице 1.
Таблица 1.
Содержание операции (факта хозяйственной жизни) |
Проводка |
|
Дебет |
Кредит |
|
Приобретен бензин |
10.03 |
60.01 |
Отражен НДС |
19.03 |
60.01 |
ГСМ списан на расходы |
20, 26, 44… |
10.03 |
Налоговый учет ГСМ и путевых листов базируется на том, что в расходах можно учесть лишь стоимость топлива, списанного по установленным нормам. Перерасход принять в налоговых расходах не получится.
6. Если не вести путевые листы
Расходы на ГСМ можно учитывать и на основании других документов. Например, заполнять акт на списание согласно данным приборов учета и контроля за движением автомобиля с использованием системы ГЛОНАСС или других (Письмо Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354). Но сегодня мы говорим только о путевых листах.
Претензии в отсутствии путевых листов могут предъявить:
-
ИФНС (за исключение компаний на УСН доходы)
-
ГБДД. Ведь в соответствии с Правилами дорожного движения (п.2.1.1.) водитель должен иметь при себе и по требования сотрудников предъявлять ряд документов, в число которых входит и путевой лист.
Часто налогоплательщик, арендующий автотранспорт для служебных целей у своих сотрудников, считает, что если обязанность по закупке ГСМ и поддержанию автомобиля в технически исправном состоянии возлагается договором на арендодателя, стоимость ГСМ и техобслуживания входит в состав арендной платы и отдельно в расходах не отражается, то и заполнять путевой лист не нужно. На первый взгляд, с такой позицией можно согласиться.
Но стоит учесть тот момент, что при выездных проверках контролеры, скорее всего, потребуют документально подтвердить факт использования автомобиля в служебных целях. Одного договора аренды будет не достаточно. Некоторые консультанты предлагают в таких случаях вести не путевые, а маршрутные листы.
Требования к маршрутным листам не установлены. Форму можно разработать самостоятельно. Документ должен содержать обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом № 402-ФЗ. Отметки о медосмотрах и техосмотрах обязательными реквизитами по Федеральному закону № 402-ФЗ не являются. Но служебный характер поездок (если они действительно служебные) такой документ, на наш взгляд, подтвердит.
Главный налоговый риск — такой автомобиль на протяжении всего времени аренды не должен использоваться в личных целях арендодателя. Иначе контролерам будет очень легко убрать расходы по аренде автомобиля из расходов, принимаемых в налоговом учете.
Штрафные санкции за отсутствие путевого листа установлены КоАП РФ:
-
Статья 12.3 (часть 2) — для водителя — предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
-
Статья 12.31.1 (часть 1) — для организации – штраф 20 000 рублей на должностное лицо, или 100 000 рублей на юридическое лицо.
Мы с вами рассмотрели использование путевых листов в нетранспортных организациях. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.
Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм
Про учет путевых листов в программе 1С Бухгалтерия 8 ред. 3.0 смотрите в видео: