Число самозанятых достигло 5 млн. человек (информация на сайте ФНС РФ от 06.06.2022). Клиентами самозанятых все чаще становятся не только физические лица, но и организации и индивидуальные предприниматели. Сегодня рассмотрим расчеты с самозанятыми со стороны покупателя/заказчика.

Содержание статьи:

1. Расчеты с самозанятыми

2. Учет расчетов с самозанятыми

3. Расчеты ООО с самозанятыми

4. Расчеты ООО с самозанятыми посреднические сделки

5. Расчет ИП с самозанятыми

6. Расчеты с самозанятым проводки

1.Расчеты с самозанятыми

Расчеты с самозанятыми регулируются специальным Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Именно этот закон содержит основные правила в отношении специального режима налогообложения — налога на профессиональный доход (НПД). Лиц, перешедших на данный режим налогообложения, мы и называем самозанятыми, хотя такой термин законом не установлен.

Самозанятыми называют и лиц, ведущих деятельность согласно п. 7.3 статьи 83 НК РФ, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних нужд (помощники по хозяйству, няни, сиделки и т.п.). Расчеты с ними рассматривать в данной статье не будем.

Для покупателей/заказчиков услуг важны следующие правила, содержащиеся в законе № 422-ФЗ:

  • Плательщик НПД должен быть зарегистрирован в ФНС РФ в таком качестве.

Проверить статус самозанятого на определенную дату можно, воспользовавшись специальным сервисом ФНС РФ, либо запросив у самозанятого справку о постановке на учет, которая может быть сформирована им в приложении для самозанятых «Мой налог».

  • Плательщик НПД может вести только определенные виды деятельности, перечень которых содержится в Законе № 422-ФЗ.
  • Не признаются доходами в рамках НПД доходы, выплачиваемые юридическими лицами и ИП самозанятому, для которого эти лица являлись работодателями менее 2-х лет назад.

Например, сегодня уволить сотрудника, а спустя пару месяцев заключить с ним договор и вести расчеты как с самозанятым, нельзя.

Это правило действует в том случае, если деятельность у работодателя и в качестве самозанятого одна и та же.

Расчеты с самозанятыми (платежи их клиентов) могут проводиться на счета физических лиц, открытые ими как до получения статуса самозанятого, так и позднее.

Банк России в своем Информационном письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94 рекомендовал кредитным организациям не отказывать в проведении операций, связанных с поступлением доходов физического лица-самозанятого на текущий счет физического лица, а не на специально открытый для такой деятельности счет.

  1. Учет расчетов с самозанятыми

Учет расчетов с самозанятыми ведется в порядке, аналогичном порядку работы с юридическими лицами и ИП.

Договорные отношения ООО с самозанятым оформляются в обычном порядке. Рекомендуем ознакомиться с Письмом ФНС РФ от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. В письме подробно описывается порядок оформления договорных отношений с самозанятыми.

Так, если договор с самозанятым исполняется немедленно при заключении сделки, то письменная форма договора не требуется.

Обязательным условием принятия в качестве расходов в налоговом учете чего-то, приобретенного у самозанятого, является наличие чека, сформированного самозанятым (плательщиком налога на профессиональный доход). Об этом Минфин неоднократно напоминал в своих письмах, например, в Письме от 31.03.2021 № 03-11-11/23570.

Если производится сначала предоплата, а затем окончательный расчет, плательщик НПД должен сформировать два чека. Плательщик НПД должен оформлять чек на каждый случай оплаты.

Если предоплата была 100%, то, по мнению ФНС РФ (информация на сайте ведомства от 26.08.2021), должен составляться и акт о выполнении работ, либо об оказанных услугах. Именно акт будет подтверждать факт исполнения работа, оказания услуг, в нем будет фиксироваться дата или период оказания таких работ (услуг).

Расчеты ООО с самозанятыми влекут за собой выдачу последними чеков. Это происходит как при наличных, так и при безналичных расчетах.

Но при наличных расчетах чек должен быть выдан в момент расчета, при безналичных — не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был расчет.

Чек должен содержать:

  • Наименование документа,
  • Время и дату платежа,
  • Наименование товаров (только собственного производства), работ, услуг, и их стоимость,
  • ФИО и ИНН продавца,
  • Указание на режим налогообложения НПД.

Чек может быть передан представителю ООО несколькими способами:

  • отправлен на электронную почту (телефон),
  • распечатан и передан в бумажном виде,
  • предоставлен для считывания по QR-коду чека с мобильного телефона самозанятого.
  1. Расчеты ООО с самозанятыми

Расчеты ООО с самозанятыми нужно вести, сначала удостоверившись в том, что в отношениях ООО с самозанятым отсутствуют признаки, которые могут быть истолкованы как попытки подменить договором с самозанятым трудовой договор.

Некоторые примеры, когда ФНС РФ может зафиксировать, что расчеты ООО с самозанятыми это лишь попытки получить необоснованную налоговую выгоду от замены трудовых отношений гражданско-правовыми, приведены в Письме ФНС РФ от 28.12.2021 № СД-4-3/18371@.

Это, например, случаи, когда:

  • Заказчик непосредственно определяет режим работы, в т.ч. продолжительность рабочего дня и время отдыха, контролирует работу физического лица, распределят самозанятых по участкам работы.
  • Изначально именно заказчик условием сотрудничества обозначил регистрацию физического лица в качестве самозанятого.
  • Самозанятый производит продукции, выполняет работы, используя инструменты, оборудование, материалы исключительно «заказчика»,
  • Оплата услуг физического лица-самозанятого, учет таких услуг оформляются по правилам, установленным Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ).
  1. Расчеты ООО с самозанятыми посреднические сделки

По общему правилу режим НПД не применяются, если доход самозанятый получает от посреднических сделок, а также при доставке товаров с приемом платежей в пользу третьих лиц (исключение — прием платежей через ККТ владельца товаров).

В случае, когда ООО работает с самозанятым черед агента, самозанятый не является стороной посреднического договора. Особенность связана с пакетом документов, которым оформляется сделка по покупке услуги через агента.

Чека, который выдает плательщик НПД агенту, недостаточно для подтверждения затрат самого ООО.

Особенность в этой ситуации заключается в том, что требуется оформление документов, обязательных для посреднических сделок.

Речь идет об агентском договоре, отчете агента, актах выполненных работ (Письмо ФНС РФ от 30.10.2020 № АБ-4-20/17902@).

  1. Расчет ИП с самозанятыми

ИП выгодно работать с самозанятыми, так как это избавляет от оформления наемных сотрудников, экономит средства, которые ИП выплатил бы в качестве страховых взносов с зарплаты, позволяет поддерживать лимиты по количеству сотрудников, установленные для разных режимов налогообложения, которые обычно использует ИП.

Также не нужно выполнять обязанности налогового агента по НДФЛ, формировать и сдавать «зарплатную отчетность».

Расчет ИП с самозанятыми осуществляются по тем же правилам, что и расчеты ООО с самозанятыми.

Налог самозанятые с доходов, полученных от ИП, исчисляют по той же ставке, что и с доходов, полученных от юридических лиц — 6%.

Расчет ИП с самозанятыми предваряется проверкой статуса самозанятого перед заключением договора.

ИП не должен заключать договора с самозанятыми, если они являются его бывшими сотрудниками, выполняют те же работы, какие выполняли, будучи сотрудниками ИП, и после увольнения прошло менее 2-х лет.

После расчета ИП должен получить от самозанятого чек для подтверждения своих расходов. Даже если он находится, например, на режиме УСН с объектом налогообложения «Доходы».

Для ИП, как и для ООО, важно отслеживать статус самозанятых, с которыми он сотрудничает на протяжении длительного времени. Требуется периодически проверять, не лишился ли самозанятый своего статуса по каким-либо причинам. Если не отследить этот момент, последствия могут привести к значительным финансовым потерям.

  1. Расчеты с самозанятым проводки

Расчеты с самозанятыми отражаются в бухгалтерском учете как расчеты с поставщиками.

Счет расчетов с самозанятыми организация может выбрать самостоятельно. Скорее всего, это будет либо 60-й, либо 76-й счет. Не лишним будет отразить выбранный вариант в учетной политике фирмы.

Мы рекомендуем субсчет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Сегодня в программах 1С есть возможность указать статус физического лица как «самозанятый» в разделе «вид контрагента».

Расчеты с самозанятыми проводки:

  • Дебет 20.01 Кредит 76.09 — отражены затраты на услуги самозанятого лица по договору подряда.
  • Дебет 76.09 Кредит 51 — перечислена оплата самозанятому по договору подряда.

При оформлении платежа в поле «удержание по исполнительному листу» платежного поручения следует поставить код «1» — разрешено, с ограничением по сумме.

Расчеты с самозанятыми могут оформляться как документом «Поступление товаров (работ, услуг), так и бухгалтерской справкой (операция, введенная вручную).

Предположим, покупателю нужно отразить чек самозанятого, полученный позже подписания акта.

Нужно будет оформить две справки:

  • одну на дату акта (проводки только по бухгалтерскому учету),
  • вторую на дату чека (проводки в налоговом учете).

Если среди контрагентов много самозанятых, можно воспользоваться новым функционалом «выплаты самозанятым» с оформлением реестра выплат.

При это обслуживающий банк должен поддерживать такие операции.

При таком учете в 1С в автоматическом режиме будет использоваться для расчетов счет 76.16 «Расчеты с самозанятыми по реестру выплат».

Подробнее смотрите в видео

Мы рассмотрели расчеты с самозанятыми, учет расчетов с самозанятыми, основные проводки по отражению таких операций. Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях.

О том как вести учет самозанятому смотрите здесь

Наши курсы

Консультации

Приобрести программы 1С

Подписывайтесь на наш телеграм

Группа вконтакте

Наш канал на яндекс-дзен

Рутюб канал

Мой тенчат

Расчеты с самозанятыми

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост