Воинский учет должны вести все организации. При этом форма собственности и организационно-правовая форма никакой роли не играют. Надеяться на то, что в маленькой фирме можно не вести такой учет, не стоит.
Содержание статьи:
1. Ведение воинского учета в организации
2. Кто в организации должен вести воинский учет
3. Организация воинского учета в организации
4. Документы по ведению воинского учета в организациях
5. Ответственность за неведение воинского учета
1. Ведение воинского учета в организации
Для чего нужен воинский учет?
Воинский учет на предприятии нужен для обеспечения обороноспособности страны. В мирное время речь идет о пополнении рядов Вооруженных сил РФ лицами, способными нести воинскую службу. В самом простом случае — это мужчины призывного возраста (18-27 лет), годные по состоянию здоровья к исполнению воинского долга.
В периоды военных конфликтов, в ситуациях, когда безопасность страны может оказаться под угрозой, воинский учет обеспечивает мобилизацию в армию военнообязанных лиц.
Ведение воинского учета в организации позволяет также спланировать пополнение людскими трудовыми ресурсами органов власти на различных уровнях.
Речь идет о «прикрепление» военнообязанных граждан, находящихся в запасе к госструктурам. Это нужно для того, чтобы в ситуациях, когда решения приходится принимать в сжатые сроки, такие граждане не были сразу отравлены в зоны военных конфликтов, а могли привлекаться к исполнению обязанностей в различных организациях, обеспечивающих жизнедеятельность страны. Примеры таких организаций: государственная противопожарная служба, государственная служба исполнения наказаний и аналогичные.
Это так называемые «забронированные» военнообязанные, в отношении которых ведется специальный воинский учет. Все остальные военнообязанные подлежат общему воинскому учету (п. 16 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Бронирование — еще одна обязанность работодателей. Но не всех, а тех, у кого есть, например, договор госзаказа на период мобилизации (в военное время), либо определены особые полномочия в военное время.
Нормативных документов, касающихся воинского учета достаточно много, в работе необходимо учитывать требования 4-х основных из них:
-
Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (подп. 6 п. 1 ст. 8 – об обязательности воинского учета для всех организаций)
-
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ
- Положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
-
Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утверждены Генштабом ВС РФ от 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации).
2. Кто в организации должен вести воинский учет
Ответственность за организацию воинского учета в организации всегда несет руководитель. Именно он определяет, кому поручить ведение воинского учета. Он может возложить эту обязанность и на себя.
Кроме того, руководитель должен выделить помещение для ведения воинского учета, оборудовать его необходимой оргтехникой и железными шкафами для безопасного хранения документов.
В организациях с небольших количеством военнообязанных, лучшим вариантом может оказаться вариант с приемом на работу в качестве специалиста по воинскому учету совместителя.
В любом случае обязанности сотрудника, ответственного за ведение воинского учета, должны быть прописаны как в его трудовом договоре, так и локальном нормативном акте (ЛНА) организации, посвященном организации воинского учета на предприятии.
Количество специалистов, которые должны заниматься воинским учетом, определено в п. 12 положения № 719 и зависит от числа сотрудников организации, подлежащих воинскому учету:
-
1 работник-совместитель, если на воинском учете в организации менее 500 граждан,
-
1 штатный работник, занимающийся только воинским учетом, если таких граждан от 500 до 2 000 человек,
-
2 штатных работника — при наличии на воинском учете от 2 000 до 4 000 граждан,
-
1 штатный работник на каждые последующие 3 000 граждан, подлежащих воинскому учету.
Если в организации много работников, подлежащих воинскому учету, и по указанным нормам учет вести должны 2 и более специалиста, то в организации требуется создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.
Количество сотрудников, ведущих воинский учет на предприятии, следует определять ежегодно по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
3. Организация воинского учета в организации
Определим, кто подлежит воинскому учету в организации. Это не только лица призывного возраста, но и некоторые другие категории сотрудников:
-
те, кто ранее проходил воинскую службу, и был уволен в запас,
-
женщины, имеющие военные специальности,
-
те, кто ранее получил отсрочку от службы в армии,
-
те, кто по каким-либо причинам не призывался в армию до возраста 27 лет. Сюда можно отнести, например, тех, кто учился в университете, в котором была военная кафедра, и по этой причине он был освобожден от призыва.
-
те, кто проходил альтернативную службу в организациях, не имеющих отношение к армии
Согласно Методическим рекомендациям в организациях должна вестись планомерная, систематизированная работа по сбору и отслеживанию информации об исполнении военнообязанными своего воинского долга.
Даже если в организации всего 2-3 сотрудника, подлежащих учету, ведение воинского учета в организации обязательно.
4. Документы по ведению воинского учета в организациях
Организация воинского учета
Основной документ — Приказ об организации воинского учета на предприятии. Главная цель приказа — зафиксировать, кто именно будет вести этот вид учета.
В приложении 4 Методических рекомендаций приведена форма такого приказа. В таком приказе следует указывать, кому будет передаваться обязанности по учету в случае отсутствия уполномоченного сотрудника (отпуск, болезнь и т.п.). Уточняется, что заменяющему сотруднику должны быть переданы по акту все необходимые документы учета.
Кроме того, в п. 22 Методических рекомендаций содержится правило согласовывать с военным комиссаром кандидатуры тех, кого планируется привлечь к работе по воинскому учету. Еще одна рекомендация — направлять копии приказов о назначении таких работников.
Кроме того, в организации должны быть следующие документы воинского учета:
-
План работы по организации и ведению воинского учета и бронированию военнообязанных, находящихся в запасе,
-
Журнал проверок данных воинского учета,
-
Расписки военнообязанных о приеме от них документов воинского учета,
-
Служебное делопроизводство по вопросам ведения воинского учета, выделенное в отдельное дело,
-
Другие документы, устанавливаемые органами власти различных уровней в сфере воинского учета,
-
Справочная информация по теме.
Личные документы работников — основания для учета
При приеме сотрудника на работу проверяется запись в паспорте (страница 13) об отношении к воинской обязанности. Возможно, будущий сотрудник предъявит временное удостоверение (в случае восстановления или замены паспорта). Такое удостоверение выдается на срок до 1 месяца. В этом случае нужно будет проверить, не нарушен ли срок его действия. Месячный срок может быть продлен до 3-х месяцев.
Данные в учете организации отражаются на основании 2-х основных документов:
-
Военного билета,
-
Приписного свидетельства призывника.
В военном билете следует проверить записи о постановке на воинский учет по месту жительства и соответствие такой отметки данным, указанным в паспорте.
В приписном удостоверении проверяется наличие записей о категории годности призывника, а также отметка о постановке на учет в военкомате и дата отсрочки, если такая отсрочка предоставлена.
В случае отсрочки проверяется, не нарушен ли ее срок.
Зачастую в документах о постановке на воинский учет могут быть неточности, для их устранения сотрудника необходимо отправить в военкомат по месту жительства.
Например, это могут быть следующие случаи:
-
сотрудник уже старше 27 лет, но в документах нет отметки о снятии с учета,
-
сотрудник поменял место жительства, а по новому месту проживания на учет еще не встал,
-
у сотрудника есть какие-то проблемы со здоровьем.
Документы по ведению воинского учета в организациях.
Основной документ — личная карточка по форме Т-2, раздел II. Порядок заполнения раздела подробно рассмотрен в Приложении 7 к Методическим рекомендациям.
В настоящий момент в Министерстве обороны разрабатывается новая форма, которая придет на замену личной карточки Т-2. В компании должна вестись картотека личных карточек по форме Т-2.
Документы и сведения, которые необходимо подавать в военкомат
В военкомат подаются:
-
Уведомление о приеме или увольнении военнообязанного гражданина,
-
Если у принимаемого на работу отсутствуют документы воинского учета, об этом сообщается дополнительно.
-
Сведения по запросу из военкома.
Все эти сведения подаются в 2-х недельный срок.
Кроме того, ежегодно, до 1 ноября подаются списки граждан, которые подлежат первичной постановке на учет в следующем году.
Еще 2 документа подаются в военкомат регулярно:
-
Карточка учета организации (форма № 18, так называемая «учетка»),
-
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).
Карточка первоначально подается в 2-х недельный срок с даты регистрации юридического лица. В последующие годы — до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года. Но делается это не каждый год, а один раз в 2 года.
Форма карточки и подробные указания по ее заполнению приведены в Письме Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
Отчет по форме № 6 сдается в те же сроки, но заполняется в 3-х экземплярах, два из которых сдаются в военкомат.
5. Ответственность за неведение воинского учета
Ответственность за нарушение правил воинского учета прописана в статье 21 КоАП.
С 5 мая 2020 года Федеральным законом № 132-ФЗ от 24.04.2020 внесены изменения в КоАП. Размеры штрафов в случаях, когда воинский учет на предприятии ведется с нарушениями, значительно увеличены.
Так, в случае, если организация не сообщила о приеме на работу или увольнение военнообязанного, штраф может составить 5 тыс. рублей. Ранее максимальный штраф за такое нарушение составлял 1 тыс. рублей.
Увеличился и срок привлечения к ответственности в таких случаях — с 2 месяцев до 3 лет.
При первом обнаружении факта нарушения денежный штраф может быть заменен предупреждением.
Нужно помнить, что даже если в вашей небольшой компании работает всего несколько человек, подлежащих учету, а воинский учет не был организован должным образом, этим вопросом придется заняться. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше.
Нужно просто обратиться в военкомат по месту регистрации организации. Вам предложат заполнить за прошедшие годы форму № 18, снабдят другими формами, которые вам необходимо сдавать, и инструкциями по их заполнению.
Мы с вами рассмотрели основные рекомендации по ведению воинского учета в организациях. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.
Присоединяйтесь к нашему курсу по зарплате
Подписывайтесь на наш инстаграм и телеграм