Бухгалтерские проводки — основной инструмент и азбука бухгалтера. Используя проводки, бухгалтер ведет учет активов и пассивов организации, включая разрозненные данные в стройную систему бухгалтерского учета.

Содержание статьи:

1. Бухгалтерские проводки. Историческая справка

2. Составление бухгалтерских проводок

3. Примеры бухгалтерских проводок

4. Как составить бухгалтерские проводки, когда нет информации

1. Бухгалтерские проводки. Историческая справка

С понятием бухгалтерская проводка неразрывно связано понятие «двойная запись». Авторство двойной записи приписывают Луке Пачоли, хотя есть данные, что само понятие как принцип учета возникло гораздо раньше.

Наиболее наглядной представляется версия, когда учет велся на табличках, левая сторона которых отводилась под запись поступлений, правая — под запись расходов. При этом четко соблюдался принцип «если где-то прибыло, значит — где-то убыло».

Поступление имущества (Актива) стали называть «дебетом» или приходом. А расход / источник поступлений — «кредитом», или пассивом.

Для простоты такая запись со временем трансформировалась в одну строчку, привычную сегодня не только бухгалтерам:

Дебет счета А — Кредит счета Б

Эту запись называют корреспонденцией счетов или корреспонденций по счету, либо бухгалтерской проводкой.

Счетов не так много (номера от 01 до 99, но есть «пропуски», некоторые номера в настоящий момент не используются, никак не поименованы). План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению утверждены Минфином — Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н.

Напомним, что составление бухгалтерских проводок для забалансовых счетов, имеющих вспомогательное значение, происходит по другим правилам. Принцип двойной записи не используется. Проводка по забалансовому счету представляет собой запись лишь по дебету или кредиту забалансового счета. Например, отражение за балансом стоимости арендованного имущества будет выглядеть так:

Дебет 001 — 500 тыс. руб.

2. Составление бухгалтерских проводок

Как составить бухгалтерские проводки?

Достаточно просто. Нужно определить два счета, на которых фиксируется факт хозяйственной жизни. Раньше этот факт именовали «хозяйственной операцией». А после определения номеров счетов решить, какой счет будет дебетоваться, а какой кредитоваться, где в бухгалтерской проводке будет «дебет», а где — «кредит».

Поможет с определением счетов знание о том, что счета бывают разные.

Часть счетов называются активными. На них отражаются Активы компании. Это могут быть основные средства, товары, материалы, деньги на расчетном счете и задолженности других организаций перед нами (дебиторская задолженность).

Иногда кажется странным, что затраты например, себестоимость продукции, общехозяйственные расходы собираются на активных счетах 20 и 26. Это ведь расходы, траты… Но если вдуматься, понимаешь, что все логично. Да, это траты, но именно они с большой вероятностью принесут прибыль компании в будущем.

Другие счета — пассивные. На них отражаются источники будущих и текущих активов (уставный капитал, полученные кредиты и займы, нераспределенная прибыль) и наши задолженности перед другими организациями (кредиторская задолженность).

Хотя, когда мы говорим о дебиторской и кредиторской задолженностях, чаще речь идет о так называемых активно-пассивных счетах, которые выполняют двоякую роль в учете. Примеры бухгалтерских проводок для таких случаев рассмотрим ниже.

Можно сказать, что бухгалтерская проводка, это решение бухгалтера:

  1. какие счета использовать в учете,

  2. активный или пассивный счет используется,

  3. определение направления движения — где будет «дебет» — увеличение активов компании, а где — кредит — прирост пассивов.

Повторим основные правила для бухгалтерских проводок:

  1. На активных счетах всегда только дебетовое сальдо. Увеличение активов отражается по дебету активных счетов, уменьшение активов — по кредиту.

  2. На пассивных счетах — сальдо всегда кредитовое. Прирост пассивов отражается по кредиту пассивных счетов, а уменьшение, наоборот, по дебету.

  3. На активно-пассивных счетах может быть остаток как по дебету, так и по кредиту такого счета, причем одновременно. В этом случае дебетовое сальдо активно-пассивного счета отражается в Активе баланса, а кредитовое сальдо на конец того же периода — в Пассиве баланса. Показывать в балансе «свернутый» остаток активно-пассивного счета только в Активе или Пассиве баланса не рекомендуется.

3. Примеры бухгалтерских проводок

Рассмотрим несколько примеров формирования бухгалтерских проводок.

3.1 Бухгалтерские проводки формируют Актив баланса

Начнем с активов (активных счетов).

Это те счета, суммы на которых попадают в актив бухгалтерского баланса. Активы разделяются на внеоборотные и оборотные. К внеоборотным относят, например основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА).

Пример 1 ОС

Поступление основных средств изначально учитывается на активном счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Дебет 08 Кредит 60 (60.01)

Счет 60 является как раз активно-пассивным (А-П). Почему А-П? У счета 60 есть субсчета. Если при покупке был предоплата (аванс), такая предоплата отражается на активном субсчете 60.02 «Расчеты по авансам выданным» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета».

Дебет 60.02 Кредит 51

Если на конец года так и будет числиться предоплата, а ОС не поступят — сумма будет отражаться в Активе баланса в составе дебиторской задолженности.

А при поступлении ОС используется пассивный субсчет 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». По окончанию расчетов происходит зачет предоплаты (аванса) между субсчетами 60.01 и 60.02.

Дебет 60.01 Кредит 60.02

Поэтому счет 60 и является А-П, ведь в разные этапы времени он выступает то активным, то пассивным счетом.

На счете 08 учитываются все затраты, связанные с покупкой ОС (услуги посредников, затраты связанные с установкой ОС и т.п.).

При вводе в эксплуатацию первоначальная стоимость ОС отражается на активном счете 01 «Основные средства» в корреспонденции со счетом 08.

Дебет 01 Кредит 08.

Пример 2 Товары, материалы

Эти активы относятся к оборотным активам. Бухгалтерские проводки — аналогично примеру 1, с той разницей, что при покупке товарно-материальных ценностей (ТМЦ) счет 08 не используется:

Дебет 10 (41) Кредит 60 — поступление материалов (товаров)

Счета 10 и 41 активные.

Пример 3 Расчетный счет и касса

Расчетный счет мы уже рассмотрели. Для учета наличных денег в кассе компании используется активный счет 50.

Поступления на расчетный счет и в кассу отражаются одинаково. Увеличение актива учитывается по дебету счетов в корреспонденции со счетами расчетов, например:

Дебет 50 (51) Кредит 60 (76)

Счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», как и счет 60 является А-П.

При выдаче денежных средств из кассы могут быть сформированы следующие проводки:

Дебет 70 Кредит 50 – выдача заработной платы,

Дебет 73 Кредит 50 – выдача займа сотруднику.

3.2 Бухгалтерские проводки формируют Пассив баланса

Это примеры бухгалтерских проводок преимущественно по пассивным, либо активно-пассивным счетам учета.

Пример 4 Уставный капитал

Уставный капитал (УК), а также добавочный и резервный капитал в балансе отражаются в пассиве. Логично, что и счета учета капитал — пассивные.

Формирование УК Общества с ограниченной ответственностью отражается по кредиту счета 80.09 «Прочий капитал» в корреспонденции со счетом 75 «Расчеты с учредителями»:

Дебет 75 Кредит 80.09.

Пример 5 Полученные займы и кредиты

Полученные займы и кредиты мы видим в Пассиве баланса. А сами деньги, полученные по кредитному договору или договору займа, поступают на расчетный счет (51) или кассу (50) и формируют активы компании.

Бухгалтерские проводки:

Дебет 50 Кредит 66 — получен краткосрочный займ (например, от учредителя общества)

Дебет 51 Кредит 67 — получен долгосрочный кредит.

Дебет 91.02 Кредит 66 — начислены проценты по долгосрочному кредиту (для случая, когда проценты учитываются в составе краткосрочной задолженности)

Дебет 91.02 Кредит 67 — начислены проценты по долгосрочному кредиту (для случая, когда проценты учитываются в долгосрочных пассивах).

3.3 Как составить бухгалтерские проводки в конкретных ситуациях

Пример 6 Заработная плата

Обычно начисления по зарплате не вызываются трудности у бухгалтера:

Дебет 20 (26, 44) Кредит 70 — начислена заработная плата.

Частный случай — начисление заработной платы работникам, занятым на строительстве собственными силами — Дебет 08 Кредит 70

Дебет 70 кредит 68 — удержан НДФЛ с заработной платы

Дебет 70 Кредит 50 (51) — заработная плата выдана из кассы (перечислена на банковскую карту).

Пример 7 Налоги и взносы

Зачастую бухгалтер сомневается в проводках по начислению как самих налогов, так и штрафов / пени по налогам.

Дебет 99 Кредит 68 — начислен налог на прибыль (УСН).

Дебет 20 (26,44) Кредит 69 — начислены взносы с заработной платы.

А вот налог на имущество, например, начисляется на те счета, на которых собираются затраты по деятельности, для которой используется имущество, и проводки формируются в соответствии с учетной политикой на одном из счетов, например:

Дебет 91 Кредит 68 — налог на имущество отнесен на прочие расходы,

Дебет 44 (20) Кредит 68 — налог на имущество отнесен к расходам по обычным видам деятельности — связанным и не связанным с торговлей.

Пример 8 Доходы и расходы, финансовый результат, закрытие года

Затраты на производство продукции, а также затраты, связанные с оказанием услуг, стоимость купленных товаров, учтенные на счетах 20, 26, 44, формируют себестоимость по дебету субсчете счета 90:

Дебет 90.02 Кредит 20, 44

Реализация отражается по кредиту субсчета 90:

Дебет 62 Кредит 90.1

Финансовый результат формируется как разница между суммами, отраженными на указанных субcчетах, которые сначала собираются на субсчете 90.09, а затем отражаются на счете 99:

Дебет 90.09 Кредит 99 — положительный результат продаж (прибыль),

Дебет 99 Кредит 90.09 — отрицательный результат продаж (убыток).

После реформации баланса (закрытии года):

Дебет 84 Кредит 99 — выявлен непокрытый убыток,

Дебет 99 Кредит 84 — сформирована прибыль к распределению.

4. Как составить бухгалтерские проводки, когда нет информации

Зачастую начинающий бухгалтер сомневается, на каких счетах бухгалтерского учета отразить ту или иную операцию.

Если ситуация не сложная, а просто не хватает опыта, — можно воспользоваться подсказкой бухгалтерской программы.

Например, в 1С в Помощнике «Корреспонденция счетов» можно не только определиться со счетами, участвующими в проводке, но и уточнить документ, с помощью которого операция отражается в учете (Главное / Ввести хозяйственную операцию). Даже если вы уверены только в одном счете, входящем в проводку, задав его, вы получите варианты проводок, из которых сможете выбрать нужную.

Подробнее смотрите в видео:

Для более сложных случаев, когда вызывает сомнение сама операция, либо бухгалтер сталкивается с новыми для него операциями, можно воспользоваться рекомендациями, например, сайта БМЦ. Некоторые рекомендации на сайте БМЦ сопровождаются иллюстративными примерами, содержащими бухгалтерские проводки. Например, Рекомендация Р-88/2017-ОК НЕФТЕКАГ «Вывозные таможенные пошлины». Некоторые другие рекомендации содержат описание, позволяющее бухгалтеру определиться со счетом учета.

Мы с вами рассмотрели основные правила составления бухгалтерских проводок и примеры бухгалтерских проводок для некоторых ситуаций. Если у вас остались вопросы, пишите их в комментариях ниже.

Про основы бухгалтерского учета узнать подробнее можно здесь.

А если вы хотите научиться составлять проводки, освоить бухгалтерский и налоговый учет, научиться составлять отчетность, то приглашаем на наш курс «Азбука бухгалтера на ОСНО»

Также у нас есть подробные шпаргалки по учету, если вам нужно освежить свои знания.

Наши курсы

Консультации

Приобрести программы 1С

Подписывайтесь на наш телеграм

Группа вконтакте

Наш канал на яндекс-дзен

Рутюб канал

Мой тенчат

Бухгалтерские проводки: порядок составления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост